|
Калина, Казахстан, кондиционер
Калина цветет в конце мая-начале июня, а плодоносит в августе-сентябре.
То есть на сбор урожая природой выделено максимум два месяца. Но это
лишь в случае калины обычной, натуральной. "Калина" тольяттинская
плодоносит гораздо дольше - три года. В мае 2005-го появились первые
"ягоды" с кузовом "седан" и 1,6-литровым мотором, а последние плоды
этого семейства - универсалы - созрели лишь к апрелю 2008-го. И теперь,
наконец, модельный ряд "Калины" можно назвать полным. Три кузова, два
двигателя, три комплектации. А среди оборудования появились никогда не
встречавшиеся на вазовских автомобилях антиблокировочная система
тормозов и кондиционер.
На самых новых "Калинах" - универсалах в топовой комплектации
мы совершили небольшой автопробег по Казахстану: из Алма-Аты - бывшей
столицы этого государства - в нынешнюю, Астану. Почти полторы тысячи
километров, асфальтовые и грунтовые дороги, ночевка в юртах на берегу
озера Балхаш, южное солнце и до сих пор не растаявший снег. Обо всем
этом читайте... Да что там мелочиться, читайте прямо сейчас!
Алматы
Из Москвы до Алма-Аты (или Алматы, как теперь называют этот город)
лететь около четырех часов. Регулярные рейсы совершают две авиакомпании
- Transaero и Air Astana. Пользоваться "Трансаэро" не советую никому,
потому что полет очень напоминает пребывание в камере для
административного ареста со стюардессами-надсмотрщицами. Air Astana,
как говорили коллеги, намного лучше, но ее рейсы нам к сожалению не
подходили по времени.
Итак, мы в Алма-Ате. Город зеленый, чистый, а его панораму
дополняют снежные вершины северного хребта Тянь-Шаня. Несмотря на то,
что президент, правительство и другие органы государственной власти уже
11 лет как переехали в Астану, Алма-Ата остается самым крупным и самым
"продвинутым" городом Казахстана - культурной и финансовой столицей
республики.
Вот только погулять по Алматы нам не удалось. Почти сразу после
прибытия в аэропорт мы получили короткий инструктаж, сели в "Калины" и
отправились на север, в Астану.
Степи-степи-степи
"Черт вас возьми, степи, как вы хороши!" - писал Гоголь в "Тарасе
Бульбе". Многие из нас повторяли слова классика в школьных сочинениях
и, ни разу в жизни не побывав в степи, полюбили ее. Вот и я,
отправившись в Казахстан, ожидал встретиться с гоголевской природой,
увидеть просторы, которые "чем далее, тем становятся прекраснее"...
Не учел я одного, но при этом самого существенного
обстоятельства. Гоголь писал про Украину, а не про Казахстан. И выехав
из Алма-Аты, мы встретили природу не столько гоголевскую, сколько
чеховскую: "Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими
покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над
ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется
страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными,
оцепеневшими от тоски... Как душно и уныло!"
"Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник;
вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей
ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и - опять бегут мимо
глаз бурьян, холмы, грачи... Но вот, слава богу, навстречу едет воз со
снопами".
За сто лет, прошедших с чеховских времен, мало что изменилось.
Вместо воза со снопами - встречные автомобили, которые появляются столь
же редко. А к сусликам, бурьяну и птицам добавились... пластиковые
пакеты и бутылки. Сильный ветер разносит мусор на десятки километров, и
теперь он стал неотъемлемой частью степного пейзажа.Дорога из Алматы в Астану почти прямая. На юге это трасса
"среднероссийского" качества, с просевшим асфальтом, колейностью, ямами
и миллионом заплат, которые как годовые кольца, выдают ее возраст... А
на севере, ближе к столице - асфальт идеально ровный, со свежей
разметкой и хорошей обочиной.
Справа и слева - бескрайние степные просторы, среди которых изредка
встречаются небольшие аулы. Какое-никакое разнообразие пейзажу
добавляют статуи диких животных на обочине (зачем их устанавливают,
узнать нам так и не удалось) и ржавые кузова легковушек, грузовиков и
автобусов в 300-500 метрах от дороги. Местные жители говорят, что
водители этих машин заснули за рулем..
Калина"
Универсал по габаритам не отличается от седана (длина 4040
милллиметров), а по массе превосходит другие модификации лишь на 30
килограммов (1110 вместо 1080 у седана и хэтчбека). И, как нам
показалось, по ходовым качествам он практически не отличается от машин,
на которых мы ездили в карелии.Вкратце, главные достоинства "Калины" - потрясающая энергоемкость
подвески и неплохая плавность хода. Это как раз то, что требуется на
"немосковских" дорогах.
К сожалению, первая партия универсалов с кондиционерами была
оснащена старыми восьмиклапанными моторами объемом 1,6 литра. И нам во
время автопробега пришлось мириться со всеми недостатками этого
двигателя - он шумный, не любит высоких оборотов и, по сравнению с
1,4-литровым агрегатом, довольно прожорлив. Зато, говорят вазовцы, он
намного менее требователен к качеству топлива. И для пробега по
Казахстану это очень важное качество.
С "утилитарной" точки зрения от хэтчбека универсал отличается
лишь объемом багажника - 350 литров вместо 235 при разложенных задних
сиденьях и 650 (до оконной линии) при сложенных.
Наконец, на "Калине" появился кондиционер. Его компрессор приводится
ремнем с механическим регулятором натяжения (скоро будет
автоматический) и работает на хладогенте R134A, который не разрушает
озоновый слой. Вместе с кондиционером в обязательном порядке
устанавливается электрический привод заслонки отопителя, датчик
температуры в салоне, новый радиатор системы охлаждения двигателя и два
электровентилятора под капотом.
В южном Казахстане, где днем светит обжигающее солнце, а ночью от
холодного ветра не спасают даже две куртки, надетые одна на другую, от
машины требуется, чтобы... Чтобы у нее был кондиционер и мощный
отопитель. На "печки" отечественных машин мало кто жаловался, а вот
кондиционеры на ВАЗе ставить только начали.

Формально, никаких нареканий в адрес климатической установки у
нас не возникло. Нажимаешь кнопку на центральной консоли - кондиционер
включается, а из дефлекторов поступает холодный воздух. Нажимаешь еще
раз - он выключается. Есть, правда, занятные мелочи. К примеру, клавиша
включения кондиционера оснащена световой индикацией, однако эта
индикация не работает, потому что в "Калине" пока нет
соответствующих... то ли проводки, то ли концевика.Чтобы экономить топливо, электроника то включает, то выключает муфту
кондиционера. На охлаждении салона это никак не сказывается, а вот
обороты двигателя на холостом ходу постоянно скачут... С этим, как
обещал главный конструктор машины Василий Батищев, в Тольятти тоже
скоро разберутся.
Эмоции
Один из коллег подметил, что автомобильное путешествие из Алма-Аты в
Астану точнее всего можно описать фразой "а когда бы еще"...
Действительно, в моих планах такой поездки не было, и вряд ли бы она
там появилась. Зато я очень рад, что принял участие в степном рейде, и
теперь могу рассказать несколько интересных вещей:
Многие экс-республики СССР за последние годы "подредактировали"
собственные карты. Переименованы многие города, улицы... И теперь
Алма-Ата называется Алматы. Как выяснилось, это совсем не перевод с
"русского" на "казахский" и даже не возврат к историческому названию.
Дело в том, что слово "Алма-Ата" в 20-х годах придумали советские
чиновники, и на казахском оно звучало, мягко говоря, нескладно -
"Яблоко-дед". А вот "Алматы" звучит вполне по-казахски и означает
"яблоневый".
Озеро Балхаш, на берегу которого мы ночевали в юртах - это одно
из самых больших озер в регионе. Проливом оно делится на две части -
глубоководную соленую и мелководную пресную.Ночью в степи очень холодно. Даже в юрте, в спальном мешке.Когда мы въехали в Караганду, одному из коллег, у которого были
проблемы с роумингом, позвонили из службы поддержки "Билайн".
Естественно, оператор задал вопрос: "А вы сейчас где?". "Вы не
поверите, но в Караганде", - ответил мой знакомый.
Город Темиртау - это совсем не то место, где хочется жить.Недалеко от Астаны в степи до сих пор лежит снег, а на деревьях еще не
появились листья. Деревья, кстати, мы встречали лишь в городах, где они
высажены человеком. Вне городов самое распространенное "растение" -
телеграфный столб.За городом казахские водители ничем не отличаются от российских. Ну,
разве что едут быстрее - не меньше 100 километров в час. А вот в
городах, особенно в Алма-Ате и Караганде - сразу видно, что ты
находишься в Азии. Там мало кто соблюдают разметку, и участники
дорожного движения постоянно сигнялят друг другу. Мы пытались вычислить
алгоритм, по которому они пользуются клаксоном, но так и не смогли. В
итоге решили бибикать когда в голову взбредет.В Астане водители ездят гораздо спокойнее и правильнее, чем в других
городах Казахстана. А за порядком следят "полицыясы" (так написано на
их форме) на китайских "Фольксвагенах". Следят очень тщательно,
например один ДПС-ник около двадцати минут в громкоговоритель требовал
от "водителя Митсубиси 317" подойти к своей машине. Мы
поинтересовались, зачем, и получили ответ: "не под тем углом к тротуару
стоит, пусть правильно встанет".
.
источник lenta.ru
|
|